Пол Верховен и его культовые блокбастеры


18 июля 1938 года он родился в Амстердаме, получил в 1960 году диплом Лейденского университета по курсам математики и физики, наплевал на него и занялся любимым делом – съемкой короткометражных фильмов. Так, спустя 10 лет после окончания университета, началась карьера кинорежиссера Пола Верховена, работы которого оставили неизгладимое впечатление сразу на несколько поколений, в том числе и на мое…

Пол Верховен

Пол Верховен

Первый же коммерческий проект Верховена, реализованный им в Голливуде в 1987 году, стал культовым для молодежи 90-х годов – это был блокбастер Robocop или «Робот-полицейский». Декорациями к фильму стал Детройт – город, постепенно умирающий с 50-х годов вместе с автопромом США. Городская мэрия не располагает средствами для финансирования полиции и распускает ее, заключив контракт с корпорацией OCP и наделяет ее функциями обеспечения правопорядка. Корпорация не заинтересована в сохранении и восстановлении былой славы старого Детройта, ее цель – построение на обломках города нового делового центра «Дельта Сити».

Функции полиции OCP намеревается поручить боевым роботам-дроидам, однако создать эффективно работающую модель инженерам корпорации никак не удается, на этом фоне разгорается конфликт между вице-президентом Диком Джонсом и подающим большие надежды инженером Бобом Мортоном. Чтобы обойти высокопоставленного конкурента и занять его пост, Мортон создает киборга, используя тело погибшего в схватке с наркоторговцами полицейского Алекса Мёрфи – проект получает название Robocop.

Пол Верховен

Робот-полицейский

Первоначальная режиссерская версия блокбастера «Робот-полицейский» содержала значительно больше боевых и кровавых сцен, однако американская киноассоциация потребовала их сократить, иначе картины будет присвоен рейтинг «X», что серьезно ограничило бы возраст зрительской аудитории и сказалось на прибыли. Верховен был вынужден пересмотреть эпизоды, убрать полностью или значительно сократить боевые сцены – в результате «Робот-полицейский» получил более мягкий рейтинг «R» и его премьерный показ состоялся 17 июля 1987 года, за один день до 49-летия Пола Верховена. Прибыль от проката блокбастера Robocop превзошла затраты на его съемку четырехкратно.

Пол Верховен

Фантастический боевик «Вспомнить все»

Следующая работа Верховена – фантастический боевик «Вспомнить все» с Железным Арни в главной роли, снятый по мотивам любимого мною рассказа Ф. Дика «Из глубин памяти» – стала не менее культовой и коммерчески выгодной, чем «Робот-полицейский». Обычного и ничем не примечательного, за исключением крепкого тела и очаровательной блондинистой жены, Дугласа Куэйда терзают ночные кошмары – в грезах он находится на Марсе с какой-то невнятной миссией и в компании привлекательной брюнетки. Решено – Дуглас решает имплантировать себе искусственную память о поездке на Марс в качестве правительственного спецагента, воспользовавшись услугами компании «Реколл». Однако в процессе записи иллюзии возникают проблемы – оказывается, что Куэйд и в самом деле был на Марсе, только эта подлинная память была у него стерта. Его память постепенно восстанавливается и Куэйд отправляется на Марс, чтобы возглавить восстание поселенцев…

Инициатором съемки картины «Вспомнить все» был Арнольд Шварценеггер, намеревавшийся сыграть роль главного героя. И именно Шварценеггер предложил кинокомпании Carolco, после приобретения ею прав на съемку блокбастера, пригласить именно Пола Верховена в качестве режиссера – Железный Арни был очарован его фильмом Robocop.

Пол Верховен

Эротическая драма «Основной инстинкт»

Эротриллер «Основной инстинкт»… да, эту картину снял Верховен и она также стала культовой его работой. Блестящая игра Шэрон Стоун и Майкла Дугласа в каждом эпизоде, а тот самый эпизод в полицейском участке… Кстати, его маэстро перемонтировал 14 раз, иначе фильм мог быть отнесен цензорами американской киноассоциации к откровенному порно. Примечательно, что главная женская роль в «Основном инстинкте» была предложена также 14 голливудским актрисам, в том числе Ким Бесинджер и Мишель Пфайфер, однако те не осмелились сняться в столь откровенных сценах без участия дублерш. Триллер «Основной инстинкт» принес баснословную прибыль кинокомпании «Тристар Пикчерс», семикратно отбив затраты на его создание.

Пол Верховен

Эротическая драма «Шоу герлз»

Следующей работой Пола Верховена также стал эротриллер под названием «Шоу гёрлз». На главную женскую роль (Номи Мэлоун) картины, изобилующей эротическими и постельными сценами, режиссер выбрал малоизвестную молодую актрису Элизабет Беркли. «Шоу гёрлз» повествует об изнаночной стороне шоубиза, которая никого не интересует, что и показали низкие рейтинги картины, а также не оправдавшие затраты на ее создание сборы в США. Но! Хочу заметить, что если в Штатах эта картина себя не оправдала и псевдорелигиозные американцы ее оплевали, то в других странах и в том числе на постсоветском пространстве эта работа Верховена стала бомбой и не менее культовой, чем три предыдущие картины.

Мое личное мнение о «Шоу девочек» совершенно расходится с мнением критиков – этот эротриллер задал новую планку в киноиндустрии, возможно более высокую, чем «Основной инстинкт».

Между прочим, роли в этой картине привлекли внимание многих блестящих актрис Голливуда – о роли Кристалл Коннорс Пола Верховена умоляла Мадонна, а сыграть Номи Мэлоун намеревались Шарлиз Терон и Дрю Берримор.

Пол Верховен

Фантастический блокбастер «Звездный десант»

Следующей колоссальной, на мой взгляд, работой Верховена стал фантастический «Звездный десант» с абсолютно неизвестным мне ранее Каспером Ван Дьеном в главной роли (впрочем, он после особо и не засветился). Мощнейшая работа, бюджет в 100 млн. $, потрясающий воображение сценарий – я влюбился в этот фильм с первого просмотра! У власти в США какие-то «черные полковники», гражданство стало бонусом, возможным лишь после службы в армии, причем в весьма тяжелых условиях. Землю атакуют разумные жуки в планеты Клендату, изменив орбиту астероида и направив его на США. В предстоящей схватке у жуков большой бонус – их поколения сменяются гораздо быстрее и они гораздо более многочисленны, чем человеческие, что позволяет повысить их боевые характеристики, создав живые орудия на «жучиной базе».

«Звездный десант» изобилует жестокими и кровопролитными сценами, бои с жуками настолько реалистичны, что воспринимаешь происходящее на экране за чистую монету. Браво, маэстро Верховен!

Пол Верховен

Фантастический триллер «Человек-невидимка»

Последняя работа Верховена, которую мне довелось смотреть лично – фантастический фильм «Невидимка» (будучи склонным к фантастическим сюжетам картину «Черная книга» не смотрел). Сюжет картины разворачивается вокруг весьма малочисленной группы участников – группы ученых, занимающихся созданием препарата, способного сделать ткани живого человека невидимыми, т.е. полностью прозрачными для лучей света. Разумеется, заказчиком и источником финансов для проекта выступает Министерство обороны США. Проект увенчался успехом, однако возглавляющий его доктор Себастьян Кейн (Кевин Бэйкон), испытавший препарат на себе и ставший тем самым человеком-невидимкой, решает избавиться от ученых его группы и всех, кому было известно о проекте – проблема в том, что вернуться в «видимое состояние» он уже не может и на фоне этого сходит с ума.

Признаться, я невольно сравнивал «Человека-невидимку» Верховена с одноименным романом Герберта Уэллса, что повлияло на восприятие картины. В любом случае, ее режиссер весьма тонко живописал процессы невидимости органов человека – исчезает кожа, затем крупные органы и кровеносные сосуды, далее кости – и наблюдать это без некого внутреннего содрогания невозможно.

Сегодня Полу Верховену исполнилось 74 года – с Днем Рождения, маэстро! Надеюсь, что вы продемонстрируете публике свою новую киноработу, желательно, в фантастическом жанре…

  • Стыдно признаться — не знала, что режиссер «Вспомнить все», «Основного инстинкта» и «Звездного десанта» — один и тот же человек. Но, коль это так — вот уж талант, и вправду! Настолько его фильмы разносторонние и запоминающиеся, что невозможно просто относиться к ним равнодушно.. Надо бы посмотреть и другие его работы.

  • А вот я, запомнила этого режиссера именно по фильму «Вспомнить все». В свое время эта кинокартина произвела на меня огромное впечатление. Надеюсь, что 74 года это не предел творческих успехов Пола Верховена. С нетерпением жду выхода его новых фильмов, особенно фантастического жанра. 🙂

  • Я в шоке, если честно. То, что «Звездный десант» мой любимый фильм — это само собой, но не знал, что Верховен его режиссер. Да и ещё «Шоу Герлз» мне очень понравился. Все те фильмы, которые перечислены, все были мне по душе. Значит — это мой режиссер.

  • Я думаю, что Пол Верховен нащупал самую коммерчески выгодную жилу для создания своих популярнейших фильмов!
    Роботы, битвы, блондинки-красавицы, борьба за восстановление справедливости, — лучше не придумать!
    Кстати, в фильме про «Человека-невидимку» нет ничего страшного. В конце-концов, каждому из нас нужно разбираться в собственной анатомии. 😛