Игра престолов: реальная история, обернутая в фэнтези


Чтение статьи займет: 15 мин.

Великолепная «Песнь льда и пламени» отгремела восемью сезонами фэнтезийного эпично-драматического сериала «Игра престолов». А знаешь ли ты, фанат Game of Thrones, что ряд персонажей и событий взяты Джорджем Мартином из действительной истории Европы? О, реальные битвы престолов частенько оказываются эпичнее авторских фантазий…

Игра престолов: реальная история, обернутая в фэнтези
Магия Железного трона из «Игры престолов» — сидеть на нем вряд ли удобно, но всем хочется занять его

Оглавление статьи:

Где действительно находятся территории Вестероса и Эссоса

Первые люди – кем они были в историческом прошлом Европы

Андалы – их реальный исторический прототип

Ройнары – историческое происхождение

Валирия в реальной истории Европы

Рок Валирии – реальное историческое событие

Историческая основа Стены и дикого народа за ней


По признанию автора, в фэнтезийном цикле «Песни льда и пламени» Мартин вдохновлялся событиями IV века в Европе. Вначале это была Столетняя война за корону Франции между Плантагенетами и Валуа. Затем междоусобица Плантагенетов за корону Англии – Ланкастеров и Йорков, романтически известная «война роз».

Однако базовую основу цикла – континенты Вестерос и Эссос, андалы, первые люди и ройнары, валирийцы и стена, даже ужасающее полчище ледяных мертвецов – их историческое и даже географическое происхождение в «Песни льда и пламени» происходит из Британии заката прошлой и начала нашей эры.

Хотите узнать реальные исторические факты, легшие в сюжетную основу «Игры престолов»? Сейчас все будет.

Где действительно находятся территории Вестероса и Эссоса

В Вестеросе, чьи земли настойчиво интересуют самых разных захватчиков в эпической саге Мартина, описаны семь управляемых лордами-сюзеренами королевств – от Дорна до Севера, подчиненных Королевским землям.

Далее на севере, за стеной, расположены дикие территории одичалых. А восточнее, за Узким морем – обширный материк Эссос с рабами и рабовладельцами, когда-то контролируемый валирийцами.

Так вот – континент Вестерос Джордж Мартин «срисовал» с британских островов, переместив ирландский остров с левого по правому побережью Британии и удлинив его до материка Эссос. Достаточно сравнить карту Вестероса с Эссосом и карту Британии с Ирландией – совпадения очевидны.

Более того, семь вестеросских королевств появились в «Игре престолов» также по аналогии с историей Англии, периода гептархии (семицарствия). Это были саксонские Уэссекс, Эссекс и Суссекс, ютский Кент, англские Восточная Англия, Нортумбрия и Мерсия. И, что опять совпадает, эти королевства занимали южную часть острова Британия.

Королевства периода семицарствия просуществовали с 500-го до 850 года. Главенствующую роль среди них занимало то одно, то другое королевство в зависимости от активности их короля. Однако даже при формировании очередной вассальной зависимости какому-либо трону, все семь королевств сохраняли прежние названия.

Английская гептархия завершила свое существование с захватом части северо-западных королевств викингами-данами, в «Песни льда и пламени» не отображенными. Предположу, что период формирования Данелага на территории Британии Джордж Мартин планировал описать в следующем фэнтезийно-«игропрестольном» проекте, либо отказался от исторической опоры на него, чтобы не перегружать сюжетную линию. В любом случае ты можешь исследовать «данский» период Британии по сериалу «Последнее королевство».

Что же, займемся исследованием сюжетной опоры фэнтези A Song of Ice and Fire. Начнем с вестероского славословия в адрес текущего монарха «король/королева андалов, ройнаров и первых людей». Так кем же в английской исторической реальности, заимствованной Мартином для «Игры престолов», являлись эти самые «ройнары», «андалы» и «первые люди»?

Первые люди – кем они были в историческом прошлом Европы

Что известно о первых людях Вестероса? Что они заселили континент давно и вскоре повымерли или же ассимилировались с воинственными поселенцами следующих волн эмиграционного вторжения. Первых людей характеризовали руническое письмо, выплавка бронзы и навыки объездки лошадей. А еще – мировое соглашение с детьми леса.

Игра престолов: реальная история, обернутая в фэнтези
На изображении показан фрагмент вторжения первых людей в земли Вестероса

Так откуда же Джордж Мартин почерпнул историю о первых людях Вестероса? Правильно, из реального прошлого британских «первых людей» — кельтов (бриттов).

Игра престолов: реальная история, обернутая в фэнтези
Кельты искали на Британских островах безопасной жизни и нашли ее. Правда, до поры и до времени….

Кельтские племена принялись активно заселять Британию 2900 лет назад. Именно кельты плавили бронзу, занимались объездкой лошадей, пользовались руническим письмом. И чтобы окончательно развеять ваши сомнения в идентичности «первых людей» с кельтами – кельты поклонялись вселенскому (мировому) древу, символизируя его с дубом, служителями культа которому являлись друиды.

Андалы – их реальный исторический прототип

В «Песне льда и пламени» андалы названы воинственным народом, приплывшим в Вестерос на многих кораблях через Узкое море и отвоевавшим континент у первых людей. Значимой характеристикой андалов является их умение выплавлять железо, ковать доспехи. Андалы описываются, как уничтожители старых богов – чардрев и детей леса.

Игра престолов: реальная история, обернутая в фэнтези
Прибытие воинственных андалов в Вестерос

Представленных выше характеристик достаточно, чтобы увидеть очевидное совпадение мартиновских андалов с двумя исторически реальными событиями – присоединением британских островов к Римской империи и вторжением германских племен (англов, саксов и ютов).

Первым попытку захвата Британии в 55-54 годах до нашей эры дважды предпринял Гай Юлий Цезарь. Кельты поддерживали родственные племена галлов в противостоянии с Римом, Цезарь намеревался воспрепятствовать этому. К слову, долговременных успехов он не достиг, однако продемонстрировал саму возможность вторжения.

Игра престолов: реальная история, обернутая в фэнтези
Римская трирема

Спустя столетие легионы Римской империи вновь появились на британских берегах, на этот раз с твердым намерением захватить эти земли. Инициатором вторжения был император Клавдий, рассчитывавший укрепить свою власть экономически выгодным территориальным приобретением.

Войны Рима с периодически восстающими племенами кельтов за земли Британии длились 40 лет. К 84 году нашей эры Римская империя контролировала практически 90% британских островов. Лишь спустя три столетия, с резким ослаблением имперской мощи Рима под ударами гуннов, римляне вынужденно покинули Британию.

Игра престолов: реальная история, обернутая в фэнтези
Кельты пытаются отстоять Британию от римских легионов, используя колесницы. Безуспешно…

Отмечу, что в образе Валирии – могучего государства, известного своей имперской агрессией и огнедышащими драконами, Джордж Мартин практически прямо описывает Римскую империю (см. ниже).

После 300 лет владычества римлян, бриттам достались новая религия (не в «семерых» — христианство) и латинский шрифт. Но крупные и далеко идущие изменения населению Британии причинили не римляне – англосаксы.

Гунны, создававшие с V века н.э. крупные проблемы даже Римской империи, атаковали прежде всего германские племена, населявшие земли находились на пути орды. Не в силах противостоять полчищу гуннов, германцы принялись спасаться бегством в северную часть Европы. Однако там их встретили с оружием воинственные северяне – викинги.

Игра престолов: реальная история, обернутая в фэнтези
Германские племена англосаксов, как и кельты, тоже искали безопасную землю для жизни. И прибыв на Британские острова, они забрали часть земель у кельтов

К удаче англосаксов островным бриттам (так кельтов называли римляне) потребовалась помощь в местной войне с пиктами и скоттами – приглашенное с материка войско германцев-ютов разбило армии северобританцев. Но следом юты, развернувшись, атаковали бриттов и захватили их земли.

На фоне успехов соплеменников в Британию направились остальные племена англосаксов. Следующие сто лет кельты безуспешно пытались остановить вторжение, но проиграли, бежав в горы Уэльса и Корнуолла, а также в Арморику (современная французская Бретань). В VI веке большая часть территории Британии принадлежала уже англосаксам, поделившим ее на семь королевств.

Ройнары – историческое происхождение

Что известно о ройнарах из песенного цикла «Льда и пламени»? Этот фэнтезийный народ обитал на берегах реки Ройны, строил красивые города-государства, придерживался женского равноправия и называл своим символом солнце, точнее солнечный диск. Описанные Мартином ройнары любили музыку и искусство, владели магией воды и боготворили огромных черепах.

Игра престолов: реальная история, обернутая в фэнтези
Ройнарский флот в «Песне льда и пламени»

Конфронтация ройнарских городов-королевств Эссоса с валирийскими городами привела к войне на побережье Летного моря, в которой ройнары проиграли армии Валирии с 300 драконами. Бежав на кораблях в вестероский Дорн, ройнары нашли пристанище у Мартеллов, а затем, за прошедшие века, ассимилировались с андалами и первыми людьми, утратив религию и язык.

Определяя историческое происхождение ройнаров из «Песни льда и пламени», прежде отмечу два очевидных факта: Летнее море это Средиземное море, а Дорн – это испанская Андалусия.

Разделяющий Европу с Британией Ла-Манш на море (между Кале и Дувром всего 32 км), тем более «летнее» не тянет совершенно. Что же касается Дорна – в сериале «Игра престолов» резиденцию Мартеллов не зря снимали именно в Севилье, в королевском алькасаре (дворце).

Итак, какой же народ описан Мартином под прозвищем «ройнары»? Правильный ответ – финикийцы. Государство Финикия, прозванное так греками за добываемый тамошними жителями пурпур из морских раковин, находилось на побережье (восточном) Средиземного моря. Ее столицей был Сидон, позже переименованный в Тир – город в современном Ливане.

Игра престолов: реальная история, обернутая в фэнтези
Финикийский торговый корабль, барельеф

Финикийская цивилизация процветала с 1200 по 800 год до н.э., представляя собой союз нескольких приморских городов, объединенных морской торговлей, культурой, ремесленным мастерством и письменностью. Лучшие мореплаватели той эпохи, финикийцы основали порты-колонии на южном побережье Пиренейского полуострова (в частности поселение Сефеле – современную Севилью), попутно дав ему название «и-шпаним» в честь многочисленных колоний даманов (крупный грызун размером с зайца), встречающихся финикийцам повсеместно.

Игра престолов: реальная история, обернутая в фэнтези
Финикийцы-торговцы обменивают заморские товары на олово у британских кельтов

Какая здесь связь с Британскими островами, спросишь ты? Вот какая – финикийцы плавали за свинцом и оловом в Британию, известную в тот период, как отметил Геродот, под древнегреческим названием Касситериды. Кстати, некоторые историки считают, что знаменитые древние монументы Эйвбери и Стоунхендж возведены либо непосредственно солнцепоклонниками-финикийцами, либо при их прямом участии.

Финикия опиралась на поддержку другого финикийского государства – Карфагена. После падения Карфагена в войнах с Римом положение Финикии среди соседних народов резко ослабело, она также была захвачена римскими легионами.

Валирия в реальной истории Европы

Таргариены, драконы и очаровательная Дейнерис с железным троном в Вестеросе – это лишь отблески величайшего государства, называемого Валирия. В сериале страна валирийцев описана вскользь и более подробно – в романах «Песни льда и пламени». Опираясь на подробности, отраженные в романах, можно прямо обнаружить исторический прототип Валирии. Но прежде – как Джордж Мартин описал Валирию и ее государственное устройство?

Государство валирийцев в «Игре престолов»

Согласно фэнтезийному циклу Мартина, государство Валирия находилось на вулканическом полуострове в Летнем море, победно воевало с Гискарской империей и постоянно нуждалось в рабах, для чего основало города-колонии в землях Долгого лета, связанные с метрополией не только морским путем, но и замечательными валирийскими дорогами с каменным покрытием. И, конечно же, в Валирии имелись сотни огнедышащих драконов, как прирученных валирийцами, так и диких.

Игра престолов: реальная история, обернутая в фэнтези
Валирия по описанию в «Песне льда и пламени»

Валирийские правители избирались населением с правом голоса, на короткие сроки. Однако действительной властью обладали могущественные семьи – родовитые, богатые, владеющие колдовством и десятками драконов. Эти семьи, которых было порядка 40, постоянно интриговали и сражались между собой. В число родовитых валирийских семей входили и Таргариены, хотя самыми богатыми и самыми влиятельными они не были.

Игра престолов: реальная история, обернутая в фэнтези
Карта валирийских островов и их колоний в заливе Работорговцев

Благосостояние Валирии базировалось на труде десятков тысяч рабов, а военная мощь – на драконах и их всадниках. Рабы пожизненно трудились в рудниках, на галерах. Их ценность для властителей была минимальна – из валирийских колоний новые рабы поступали регулярно.

Рим, исторический прототип Валирии

Описывая Валирию и валирийцев, Джордж Мартин в основном опирался на историю Римской республики. Напомню, андалов Мартин писал в «Песни льда и пламени» также с римлян, только уже с имперского периода Рима.

Игра престолов: реальная история, обернутая в фэнтези
Сердце великой Римской Империи — Рим начала нашей эры

Итальянский «сапог» — полуостров Апеннины, изначально был обжит не только латинами (собственно носители латинского языка), но и венетами, сабинами, осками, этрусками, лигурами и др. А прибрежную «подошву» полуострова населяли греки. Грамотная политика «кнута и пряника», проводимая Ромулом, позволила выстроить город Рим и привлечь в него население соседних селений.

Пройдя «царский» период – на заре истории Римом поочередно правили семь царей – римские патриции создали республику, управляемую сенатом. Именно римские сенаторы избирали двух консулов из числа патрициев, которым предстояло занять место царя на один год с получением верховной власти (лат. imperium).

Игра престолов: реальная история, обернутая в фэнтези
Римские патриции — элита республики, затем империи

Патриции Рима представляли собой членов богатейших семей-землевладельцев, в Сенат избирались только они, причем пожизненно. Разумеется, патриции активно интриговали друг против друга, чтобы приобрести больше влияния, власти, денег и земельных угодий.

Игра престолов: реальная история, обернутая в фэнтези
Проженная римлянами «каменная» дорога в Англии, спустя практически 2000 лет от укладки камней

Главным рабочим инструментом Древнего Рима как в «царском», так и в «республиканском» периодах были рабы. Захват или скупка, дрессировка и перепродажа рабов являлись крупной статьей дохода римских патрициев и важным источником пошлинных доходов для государства. Римляне считали, что варварские народы в своем большинстве годятся только на роли рабов, называя это их естественным положением в жизни. В лучшие времена Римской республики численность рабов составляла 2-4 миллиона.

Игра престолов: реальная история, обернутая в фэнтези
Легионы и легионеры, ужасающая варваров мощь Рима

«Драконами» Рима были, безусловно, его легионы. Тщательно обученные, жестоко наказываемые за дисциплинарные нарушения и безоговорочно верящие в своих командиров, римские легионы несли ужас в варварские земли, которым не повезло находиться в сфере интересов римского сената. Штандарт римского легиона – аквила (с лат. орел) – являлся особенным военным символом, утрата которого означала ужасающее бесчестье.

Рок Валирии – реальное историческое событие

Опирающаяся на мощь драконов, процветающая благодаря теплому климату (земли Долгого лета) и рабскому труду Валирия пала в результате ужасающего вулканического катаклизма. Природное бедствие, названное мейстерами «Рок Валирии», уничтожило республику.

Игра престолов: реальная история, обернутая в фэнтези
Роковой день Валирии в представлении художника

Вулканическая горная цепь «Четырнадцать огней», как описал ее автор фэнтези-цикла A Song of Ice and Fire, была такой же достопримечательностью полуострова, как и драконы. Жерла этих вулканов полыхали всегда, освещая ночи Валирии подобно гигантским светильникам.

В тот роковой день валирийские вулканы одновременно изверглись, погрузив полуостров в хаос пламени, едкого дыма и бесконечного пепла. Земля разверзлась трещинами, поглощая дворцы и храмы, даже целые селения. Потоки лавы били фонтаном, заливая прежде богатый край. Довершило катастрофу море, обрушив гигантскую волну на северные земли полуострова. Валирия практически исчезла, большая часть ее земель погрузилась в море. Погибло большинство валирийцев.

С тех пор лишь немногие капитаны из Вестероса и Эссоса осмеливались причалить к истерзанной земле Валирии, чтобы попытаться добыть бесценный валирийский меч. Впрочем, мечей они не находили, лишь свою смерть.

Вулканы – еще одно свидетельство идентичности мартиновской Валирии и Апеннинского полуострова. Вот чего действительно много в Италии, так это вулканов. Наиболее известны неаполитанский Везувий и сицилийский Этна. В составе итальянского супервулкана «Флегрейские поля» (с греч. горящие (φλέγω) поля), расположенного западнее Неаполя, имеются 24 кратера.

Однако при описании «Рока Валирии» Джордж Мартин черпал вдохновении в определенном событии – катастрофическом извержении Везувия, произошедшем в 79 году н.э. Тогда вулкан убил свыше 20 000 человек, уничтожив римские города Геркуланум, Помпеи, Стабии и Оплонтис, оказавшиеся в зоне воздействия раскаленного облака из пепла, камней и дыма с сернистыми испарениями, выбрасываемого Везувием на высоту 33 км.

Игра престолов: реальная история, обернутая в фэнтези
Извержение Везувия в начале нашей эры было ужасным для жителей его склонов и близлежащих равнин, но не катастрофичным — для Римской республики

Древнеримский писатель Плиний Младший, лично наблюдавший злосчастное извержение, в котором погиб его дядя и наставник Плиний Старший, описал происходящее так: «черное облако огромных размеров надвигалось быстро и неумолимо, в разных его местах вырывались длинные языки пламени, похожие на гигантские вспышки молний».

По оценке итальянских археологов, большинство жителей Помпеи погибли от парового взрыва голов – в раскаленном облаке вулкана их кровь и органы мгновенно испарялись, становясь паром. Температура палящего облака достигала 300оС. Очевидно, что вулканический жар поступал волнами, поскольку часть тел обнаружена археологами на берегу у фрагментов деревянных эллингов, откуда они пытались вывести корабли в море и спастись.

Стало ли извержение Везувия причиной падения Римской республики? Нет. К моменту катастрофы римское государство полностью контролировало не только Апеннины, но и побережье Средиземного моря, ставшего внутренним морем республики.

Историческая основа Стены и дикого народа за ней

В фэнтезийном цикле Мартин описывает Стену, как основной защитный элемент королевства Старков от полудиких племен, живущих в северных землях и создающих своими набегами проблемы подданным Винтерфела. Стена, идею которой Мартин использовал в своем эпик-проекте, также служила для защиты от варварских племен севера Британии. Предлагаю описание «книжного» и исторического варианта для наглядности совпадений.

Одичалые и защищающая от них Стена в «Песне льда и пламени»

Севернее Винтерфела находились земли, заселенные различными племенами, что носят звериные шкуры. Дикими или одичалых, по мнению населения Семи королевств. Вольными, по мнению самого народа «за стеной». Одичалые живут небольшими группами в поселениях или в бандах кочевников. Городов у них нет, нет железа (не умеют выплавлять его). Вольный народ носит звериные шкуры, промышляет охотой и рыболовством, примитивным земледелием.

Игра престолов: реальная история, обернутая в фэнтези
Стена — единственый барьер между королевствами Вестероса и землями одичалых

Среди жителей Винтерфела ходят слухи о людоедстве, оборотничестве и колдовстве одичалых. Их считают ворами и убийцами. Нужно отметить, что большинство этих слухов правдивы. Женщины одичалых сражаются наравне с мужчинами в качестве лучниц и копейщиц. Одичалые всегда сжигают своих мертвых, чтобы те не стали после смерти солдатами ледяных ходоков и Короля Ночи.

Иногда одичалые выбирали себе Короля-за-стеной, который вел объединенную армию дикого народа на Стену и земли за ней, в большой набег. Роль такого короля заключалась в военном предводительстве одичалых, его титул не становился наследным.

Игра престолов: реальная история, обернутая в фэнтези
Одичалые или вольный народ, изображенный в сериале «Игра престолов»

Перебираясь или пробираясь через Стену в слабо охраняемых Ночным дозором участках, либо переплывая Тюлений залив на плотах или лодках, разбойничьи группы одичалых нападают на селения вассалов Старков. Их приоритетная добыча – пища, железное оружие и женщины. Традиционно зима и одичалые являются двумя основными напастями Винтерфела.

Стена в «Игре престолов» — древнее фортификационное сооружение внушительных размеров, протянувшееся от северо-запада до северо-востока Вестероса. Она представляет собой ледяной вал двухсотметровой высоты и стометровой толщины, протяженностью несколько сотен километров. Ее возраст к моменту событий «Песни льда и пламени» — восемь тысяч лет, с последней Долгой ночи и битвы первых людей совместно с детьми леса против армии ледяных ходоков.

По устоявшейся традиции Стену охраняют воины ордена Ночного дозора, прежде члены славного рыцарского братства, а к моменту «игропрестольных» событий – каторжники и нежелательные отпрыски родовитых семей Семи королевств.

Большинство замков у Стены заброшены многие века назад из-за нехватки людей в Ночном дозоре. Согласно Game of Thrones, из 19 прежних крепостей действуют лишь Черный замок, Сумеречная башня и восточный Дозор-у-моря.

Настоящая Стена и реальные одичалые

В северные и восточные земли современной Шотландии к началу нашей эры населяли кельтскими племенами пиктов – раскрашенных людей, как их называли римляне (с лат. pictus – раскрашенный, нарисованный). Самоназвание пиктского народа неизвестно. Римляне дали название стране пиктов – Каледония.

Намереваясь полностью захватить Британские острова, Римская империя продолжила экспансию на север Британии при императоре Веспасиане, выдвинув армию и флот под командованием британского губернатора Агриколы в 77 году н.э. Однако при появлении римских войск пикты умело скрывались в лесах и холмах, а поскольку их племена проживали разрозненно, нанесение серьезного военного урона им было невозможно.

Игра престолов: реальная история, обернутая в фэнтези
Усмирение и подчинение пиктов заняло у римлян больше времени, чем ими предполагалось. И не было завершено…

Чтобы вынудить пиктские племена к решающей битве, Агрикола решил захватить их зернохранилища, лишив пропитания на зиму 83-84 года н.э. Оказавшись под угрозой голодной смерти, пикты временно объединились и выбрали военного вождя по имени Калгакус. По свидетельству Тацита, это был довольно рослый, рыжеволосый и длиннорукий воин.

Решающая битва между римской армией Агриколы и военной конфедерацией пиктов Калгакуса произошла осенью 83 года. Британский губернатор выставил против армии пиктов пехоту из союзных племен бриттов с фланговой поддержкой кавалерии, расположив римские легионы позади, в резерве.

В результате лобовой атаки римского войска пикты были разбиты, однако большая часть пиктских воинов сумела скрыться в лесах. Тем не менее, Агрикола сообщил императору Домициану о блистательной победе и полном подчинении севера Британии Римской империи. После его отозвали в Рим, назначив нового губернатора (Саллюстия Лукулла), прекратившего военные действия в северобританской Каледонии.

Римская империя намеревалась закончить захват британского севера, выстроить форты и поставить гарнизоны, однако внимания императоров требовали более прибыльные средиземноморские земли империи, где резко возросла частота военных конфликтов с народами Азии. Как с горестью отмечал Тацит: Рим полностью победил Британию, но Домициан отпустил ее.

Поскольку генеральная битва с объединенным войском каледонцев-пиктов не решила проблему их постоянных набегов, а также для демонстрации мощи Римской империи, император Адриан приказал построить защитную стену внушительной протяженности – 117 км, от Ирландского моря до Северного моря. Стена должна была блокировать саму возможность северным варварам совершать набеги на южные земли Британии.

Строительство стены Адриана заняло 6 лет, с 122 по 128 годы. Строили оборонительное укрепление легионеры сразу нескольких легионов. Восточная часть стены возводилась из камня, западная – из торфа и дернины. Ширина ее была 3 метра, высота составляла 4-6 метров. С обеих сторон стены были отрыты рвы, вдоль стены на дистанции 493 метра возводились каменные смотровые башни. Через каждые пять римских миль (одна римская миля (миллиарий) – 1482 м) строился форт.

В стене Адриана поблизости от сторожевых башен устраивались ворота, через которые местные жители могли провозить товары, оплачивая пошлины. Завершая строительство, стену покрыли штукатуркой и побелили – в солнечные дни блеск от стены был заметен на многие километры вокруг.

Спустя 14 лет, в 142 году новый император Рима Антонин Пий приказал строить новую стену, расположив ее на 160 км севернее и в наиболее узком участке современной Шотландии по широте 55°51′54″ с. ш. Протяженность стены Антонина составляла 63 км, ее ширина – 5 м, высота – 3 м. Построенная из торфяника на каменном фундаменте, эта стена больше напоминала оборонительный вал с глубоким рвом и кольями, вбитыми по ее северной стороне.

Строительство стены Антонина заняло 12 лет, с 142 по 154 годы. Вдоль стены римляне возвели 19 крупных фортов и 7 малых (фортлетов). Цель строительства стены по приказу императора Антонина Пия – обозначение северной границы имперской территории на острове Британия.

Однако спустя 8 лет, в 162-м, римляне оставили стену Антонина и отошли к стене Адриана, заброшенной и порядочно обветшавшей. Расценив отступление римских войск как слабость, племена варваров-каледонцев в 197 году усилили набеги, чем привлекли внимание императора Септимия Севера. Он прибыл с новыми легионами на Британские острова в 208 году, начав военные операции против северных кельтов (меатов и каледонцев).

Император приказал отремонтировать стену Адриана, восстановить и усилить ее оборонительные функции, построить новые форты. Септимий Север намеревался уничтожить всех каледонцев, кто осмелится выступить против римской армии и полностью захватить север Британии. Но после его смерти от болезни в 211 году работы на стене прекратились, как и дальнейшая экспансия северобританской Каледонии.

Власть Рима ослабевала и со стены Адриана постепенно отводились легионы, требующиеся для защиты уже самого Вечного города (Рима) от вандалов и гуннов. С IV века н.э. стену полностью забросили и каледонские варвары уже беспрепятственно нападали на «южные» территории Британии.

Кстати, стена Адриана показана в историческом триллере «Центурион», отображающем версию гибели легендарного IX Испанского легиона.


Разочаровывает ли тебя настолько точное использование Джорджем Мартином истории при работе над проектом «Песнь льда и пламени»? Нет, и должно. Остается лишь восхититься гением автора блистательной саги, сумевшим настолько детально выстроить фэнтезийный мир Вестероса и Эссоса на основе действительных исторических событий, передать атмосферу событий и мотивации каждого персонажа.